Традиции Удмуртского народа / Поминальный обряды с жертвоприношением животных

Поминальный обряд с жертволриношением животного.
Обновлено:

В жизни удмуртского народа важное место имели традиции, обрядовые праздники, дни поминания усопших в большей части оставшиеся в  деревнях. Эти непонятные для многих обрядовые действия, молитвенные, песенные заклинания, гадания, благопожелания, а иногда и проводы на тот свет  умерших с песнями.

В этой статье я бы хотел на чуточку приобщить молодое поколение к старинным укладом жизни, морально-этическим нормам поведения Удмуртского народа. Из многих обрядов и традиций хочу остановиться на поминальном обряде «йыр пыд сётон» (буквально: давание головы и ног), это жертвоприношение богам головы, костей и ног животных.

О богах и духах Удмуртского народа

Еще с древних языческих времен в удмуртском народе остались обычаи поклонения духам трех измерений — Верхнего, Среднего и Нижнего. Одним из главных богов олицетворяющий небо у удмуртских язычников является Инмар.

Следующий после Инмара был Кылдысин, олицетворяющий плодородие земли, растений, животных. Злым духом и противником Инмара был Кереметь (злой дух, сатана), а среди темных духов главным был шайтан.

Природных духов боялись, чтили, и с уважением поклонялись, вопрошали хорошую, сытую, спокойную жизнь.

Духов насчитывалось более 40, самые распространенные и значимые среди них духи:

  •  земли - Музъемкузё;
  •  воды - Вумурт;
  •  леса - Нюлесмурт;
  •  ветра - Толпери;
  •  хлева - Гидмурт;
  •  дома, домовой - Коркамурт;
  •  бани - Мунчомурт, Мунчёкузё;
  •  бора - Ягпери;
  •  луга и поля - Лудмурт.

У каждого рода, семьи, деревни была постройка (куала), место для поклонения, ритуалов почитания богов , обрядовых празднований, поминовения предков с жертвоприношением йыр-пыд, головы и ног животных или птицы.

Всем руководил старейшина или уважаемый член рода, деревни, поселения. Здесь варили обрядовую кашу которая сначала предлагалась богам, затем её съедали участники обряда.

У каждой удмуртской деревни, поселка была священная роща посреди которого росло дерево, под которым закапывали приношения, жертвенные дары, для богов нижнего мира.

Обряд проходил в лесу.

Верхним богам дары передавались через костер, который был неподалеку, сжигая в костре дары с дымом улетали к небесным духам. В этой роще запрещалось пасти скот, собирать ягоды, рубить деревья, старались обходить это место стороной, чтобы не потревожить духов.

В старину Удмуртский народ считал себя единым целым с природой, проецировал ее на свою жизнь, человеческую. Так в зимний период солнцестояния проходили обрядовые гуляния “вожо дыр”, во время летнего солнцестояния “инвожо и вумурта”. В это время не разрешалось стирать, плескать воду, шуметь, не мешать таинственному и величественному повороту в природе.

 До тех пор, пока мы не научимся уважать и любить свои традиции, язык, своих богов, мы никогда не научимся уважать самих себя.

В наше время мало где еще осталось таких мест и редко где увидишь обряды жертвоприношения, рощи заросли и забыты, куала - разрушены, сгнили или сгорели.

Погребально-поминальный обряд. Родовые, семейные похороны и поминки

В старину неумение объяснить причины смерти, суеверие и страхи породили множество примет и поверий. Обычаи предков наиболее ярко проявлялись в погребальном ритуале и родовых, семейных поминках.

Эти действия должны были обеспечить благополучие и облегчить переход в загробный мир. Несоблюдение этих правил могло озлобить душу умершего и навредить живым.

Ритуал в священной роще.

Старые люди загодя готовили, смертную одежду, сами договаривались об омовении их тела и о месте захоронения. Сейчас еще можно встретить такое как старые люди откладывают похоронные деньги, собирают одежду, подарки или даже сколачивают себе гроб.

Смерть воспринималась как неизбежность предначертанная свыше и считалось, что человек умерший быстро, легко, без болезни был хорошим, а долго болевшего считали плохим, много согрешившим, и болезнью расплачивающегося за грехи.

Говорят душа умершего в течение 40 дней находится среди нас, поэтому завешивают зеркала, на поминках не пользуются ножами и вилками якобы можно ненароком " душе умершего повредить лицо".

Почитание и страх перед покойным заставлял не задерживаться с похоронами, а участвовавшим в подготовке и захоронении, тот кто копал могилу, делал гроб, омывал покойного, одаривался подарками. Перед тем как опустить гроб в могилу бросали монеты чтобы откупить место.

У каждого рода на кладбище был свой участок, покойника хоронили рядом с умершими родственниками. После того, как тело погребено, воткнут крест, и поставленны венки, на могильном холмике расстилается скатерть, на которую выставляется еда, в основном выпечка  и быстрые закуски. Пришедшие на похороны люди поминают умершего, закусывают, кое-где выпивают. Обойдя могилу и поклонившись едут на поминки.

При выходе из кладбища и возвращении домой совершали разнообразные очистительные обряды: очищение обуви от кладбищенской земли, проведение топором черты при выходе из кладбища, по возвращению домой прикасались к печи, мыли руки и лицо.

Поминки устраивались на седьмой или девятый, сороковой день и годины, кое где поминают еще и на третий год. На сороковой день и на годины резали скотину, бычка, барана, овцу или гуся, по материальной возможности семьи умершего.

Обряд жертвоприношения  «йыр-пыд сётон»

Мясо жертвенной животного съедали приглашенные гости, которые были на похоронах умершего. Кости, голову и ноги складывали в коробку, корзину или небольшой ящичек, выносили в огород и закапывали, своего рода, мини похороны.

В ритуале жертвоприношения строго учитывалось число участников, порядок действий и следования процессии. Придя домой участники ритуала, пожимали руки, рассказывали оставшимся в доме, рассказывали, как они сходили, как хорошо духи приняли жертву.

Большое значение имело у Удмуртов моление, начиналась и заканчивалась поминальная трапеза молитвой. До годовых поминок не разрешалось делать ремонт в доме, белить печь, устраивать генеральную уборку с мытьем стен и потолков.

Жертвоприношение языческим богам в Старом Мултане

Обряд поминовения умерших предков с жертвоприношением костей животных “йыр пыд сётон” в дореволюционной России раздули до громкого судебного процесса обвинив простых деревенских жителей в человеческих жертвоприношениях. В качестве защитника на судебном процессе выступал известный Русский писатель В.Г. Короленко.

Короленко на судебном процессе.

В романе “Старый Мултан” описывается процесс над группой крестьян-удмуртов, жителей села Старый Мултан, обвиненных в принесении человеческой жертвы языческим богам, — одно из самых громких и памятных дел, взбудораживший прогрессивную общественность конца XIX века.

 Роман "Старый Мултан" известного удмуртского писателя М. Петрова рассказывает о трагическом периоде жизни удмуртов в конце XIX века, о Мултанском деле, названном М. Горьким "идиотским мракобесием самодержавной власти". В центре повествования, кроме мултанцев, видные просветители, юристы, ученые – В. Г. Короленко, М. И. Дрягин, Н. П. Карабчевский, А. Ф. Кони и т.д.

Заключение

Обряды в жизни удмуртского народа имели особое значение, которое настоящее время сильно нарушено, забыто или смешано с календарными и церковными праздниками.

Молодое поколение мало обращает внимания в соблюдении проведения данных обрядов и в их сохранения. Остаются только старые бабушки, которые еще что-то помнят и пытаются участвовать в действиях обрядов, но с уходом активных бабушек передача опыта потеряется безвозвратно.

Остается только надеяться что обряды и праздники, старинный жизненный опыт, похоронно-поминальные традиции Удмуртского народа не уйдут в прошлое, сохранятся не уступят блеклым общегражданским традициям.

Спасибо тем, кто дочитал до конца. Пишите в комментариях если есть у кого что-то добавить или подискутировать.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение