Здравствуйте, читатели! Сегодня я продолжу рассказывать вам, уважаемые читатели, про город Глазов, улица Драгунова станет объектом моего исследования. О ее истории я напишу подробно, значении в инфраструктуре района и города и расположенных на ней предприятиях и магазинах.
В каждом населенном пункте есть большие и маленькие, тихие и шумные, длинные и короткие улицы. Есть – с интенсивным движением автотранспорта, есть и просто тихие пешеходные. К одним из таких больших артерий города с интенсивным движением относится улица Драгунова в Глазове.
А еще она дорога мне тем, что на ней я живу уже более 46 лет. Все изменения, происходящие здесь, вижу своими глазами. Cтроятся новые дома, меняются названия магазинов, асфальтируют дорогу – все происходит на моих глазах.
Глазов, улица Драгунова: общие сведения
С ростом города Глазова в послевоенные годы и размещением в Южном микрорайоне организаций, Драгунова, а до этого называвшаяся Авиационная, становится одной из важнейших для города.
Увеличивается транспортное движение, и через Драгунова город соединяется с Юкаменским, Красногорским и Балезинским районами, а после строительства автотрассы Глазов-Игра – и со столицей Удмуртской республики, городом Ижевск.
С ростом количества организаций, увеличением объемов выпускаемой продукции здесь начинают создаваться условия для нормальной жизнедеятельности людей многоквартирными домами и объектами образования, дошкольного воспитания, здравоохранения, бытового обслуживания, торговли, культуры.
Из небольшого, огороженного забором, маленького аэродрома сейчас территория Южного поселка разрослась в большой жилой микрорайон с крупными предприятиями и организациями, расположенными на Драгунова.
История улицы и района
История города Глазова, точнее улицы Драгунова, начинается еще до тех времен, когда в южной части города была ровная площадка, огороженная невысоким заборчиком, на которую приземлялись легкие самолеты как “Ан-2” с медикаментами, почтой и срочными пассажирскими перевозками. Со временем аэродромной площадки не стало, а Южный микрорайон (Южный поселок) так и остался называться Аэродромом, а главную и самую большую улицу называли Авиационной.
Когда на месте патронного завода началось строительство уранового производства, со всей страны стали привозить специалистов для будущего Чепецкого механического завода. Численность жителей города начало резко увеличиваться. С 30-40 годов XX века территория, которая находилась за чертой города и прилегала к железной дороге, называлась зоной отчуждения.
В южной части города намечался складской район, куда переносили склады, амбары, предприятия, всю кустарную и пищевую промышленность. Возможностью размещения организаций вдоль железной дороги послужило строительство подъездных путей.
В центральной и западной части города началось бурное строительство многоквартирных жилых домов. Жителям сносимых частных домов давали участки под строительство на Аэродроме. Поэтому вся территория Южного поселка была застроена частными домами.
В 1959 году население города составляло уже более 59 тысяч человек. С ростом и расширением предприятий в Южном микрорайоне стали строиться ведомственные многоэтажки. В 1967 году, в преддверии 50-летия Октябрьской Революции, Авиационная была переименована в улицу Драгунова.
Один из инициаторов создания и член комитета Глазовской организации РСДРП. Член Вятского губернского бюро РСДРП(б), кандидат в члены Учредительного собрания от Вятской губернии организации РСДРП(б), председатель Глазовского уездного Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
В феврале 1918 г. командовал отрядом солдат 154-го полка в боях с немцами под Псковом. С мая 1918 г. в Красной Армии. В декабре 1918 г. – командир роты Первго Саранского стрелкового полка Инзенской дивизии. В апреле 1919 г. служил в Симбирске. Погиб при невыясненных обстоятельствах.
Территория Аэродрома расширяется и все дальше уходит на юг. В Глазове улица Драгунова остается главной и самой большой в Южном поселке. Организаций и заводов на Драгунова, больше чем на других улицах Глазова.
Предприятия и организации на Драгунова
Это самая загруженная улица Глазова с двухполосным движением, протяженностью около 3 км. Заезжая в город Глазов со стороны Ижевска, через Красногорский тракт, вы попадете на Драгунова. Нумерация домов здесь начинается с другого конца. Ну, раз уж заехали с этой стороны, то начнем обзор предприятий и организаций отсюда.
Справа находятся Глазовские электрические сети, дом 77 В состав ПО «Глазовские Электрические сети» входят Центральный РЭС, Балезинский, Кезский, Красногорский, Юкаменский, Ярский, Игринский и Дебесский. Предприятие пережило нелегкие годы перемен и снова постепенно становится на ноги.
Слева по четной стороне за каменным забором находится Глазовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей. Является автономным стационарным учреждением социального обслуживания Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики для детей с аномалиями умственного и физического развития.
Рядом стоит Глазовский Психоневрологический интернат, история которого началась с 1 января 1969 года. Именно в этот день из разных интернатов Удмуртии стали поступать первые его жители.
Это были люди преклонного возраста или имеющие инвалидность, поэтому интернат в тот период назывался домом для престарелых и инвалидов Министерства социального обеспечения Удмуртской АССР. Это был первый в Удмуртии интернат, построенный по типовому проекту.
Между электрическими сетями и пятиэтажным жилым домом есть пешеходный переход через железную дорогу на улицу Сибирскую. В глубине прохода раньше находилась база ОРС. Сейчас его уже нет, а на территории базы разместились частные коммерческие фирмы, занимающиеся ремонтом автомобилей, гостиничный комплекс “Версаль”, ООО ”Континент” – производство и монтаж оконных и дверных блоков, лоджий, алюминиевых конструкций.
Справа начинается территория Учебно-производственного Предприятия Всероссийского Общества Слепых (УПП ВОС), которое сейчас называется ООО “Глазов-Электрон”, дом 69
Оно образовалось как организация в 1946 году, учредителем является Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общество слепых». Сорокалетняя история сотрудничества с Ижевским автозаводом, включая освоение жгутов для автомобилей «Лада Гранта» и «Лада Гранта-лифтбек», вышла на новый этап развития.
В 2007 году, в рамках программы локализации производства бытовой техники иностранных производителей в России, на предприятии организовано производство жгутов для стиральных машин “Candy”.
Напротив предприятия, через дорогу, по четной стороне, находится Глазовский Лесхоз, дом 70. В соответствии с регистрационными документами основным видом деятельности является лесоводство. Предприятие занимается также продажей древесины, пиломатериала и дров.
По нечетной стороне после УПП ВОС – одно из старейших производств пищевой промышленности Удмуртии, “Глазов-молоко”, дом 51 Ведет свою историю с 1924 года, сейчас предприятие ежемесячно выпускает и реализует 1500 тонн молочной продукции. Производимая продукция относится к продуктам первой необходимости и имеет невысокую стоимость, поэтому пользуется большим спросом.
В настоящее время ОАО «Глазов-молоко» предлагает покупателям как традиционные молочные продукты: молоко, кефир, творог, творожные изделия и полуфабрикаты, сметану, сливки, сливочное масло; так и продукты, рассчитанные на разнообразие: сгущенное молоко, сухое молоко, плодово-ягодные йогурты, кисломолочные напитки «Снежок», «Бифидок», «Бифилайф», пахту, пастеризованную сыворотку.
Торговое предприятие “ОблПрод” работает в доме 43. Основные сферы деятельности – это «Магазин продуктов», «Комбикорма и кормовые добавки» и «Продукты питания оптом».
Сразу же за “ОблПродом” начинается территория Глазовского пищекомбината. Выпускаемые здесь кондитерские изделия: печенье затяжное, сахарное, пастила, мармелад – были по заслугам оценены и получали заслуженные высокие награды. Сегодня за пределы Удмуртии уходит уже около 90 процентов выпускаемой здесь кондитерской продукции. Сейчас предприятие называется ООО “МосТрестКондитер”.
За забором пищекомбината находится железнодорожный погрузо-разгрузочный участок. 11 июля 2011 года силами ОАО «РЖД», Горьковской железной дороги и города построили пешеходный мост через железнодорожные пути. О данном пешеходном переходе через железнодорожные пути глазовчане мечтали десятки лет. Сегодня пешеходный мост длиной 149 метров и 7 метров высотой введён в эксплуатацию.
На улице Драгунова Глазовский филиал ОАО «Удмуртавтотранс» занимается ремонтом подвижного состава, транспортными услугами. За автотранспортным предприятием находилось другое, не менее важное для города, “Мелькомбинат”, которого теперь нет, а территория отдана частным компаниям, и как они распорядятся, что получится из этого – бог знает.
Между АТП и следующим, работающим старейшим предприятием Глазова, стоит здание “Реммаш” (дом 13), магазин по продаже садового инвентаря и техники, электро и бензоинструмента, а также сервисный центр “Дружба”.
Акционерное общество «Реммаш» – завод по производству и ремонту машин для агропромышленного комплекса. Предприятие реализует свою продукцию в 41 регион России. Важнейший прорыв года – это освоение рынков сбыта посевной техники, в частности сеялок-культиваторов “СК-3,6” в республиках Поволжья.
Напротив завода, на другой стороне улицы, находится территория бывшего предприятия “Оскон” (переводится как “надежда”), дом 2. Никаких надежд, конечно, предприятие не оправдало. Как быстро поднялось, так быстро и обанкротилось, сократилось и переехало за пределы городской черты. Сейчас на месте базы разрастается торговый комплекс “Маяк” с супермаркетами “Магнит”, “Светофор” и продовольственными магазинами.
Между “Реммаш” и нефтебазой располагается производственная база АО “Чепца”. История предприятия начинается с 20-х годов прошлого столетия. В конце 90-х АООТ "Чепца" реорганизовано в открытое акционерное общество. Основные виды деятельности остались прежними – организация занимается возведением промышленных и жилых зданий и сооружений, строительными услугами.
Печальная участь ликвидации постигла и Глазовскую нефтебазу (дом 1). Территория тоже передана во владение частному бизнесу. Вот и все основные и крупные предприятия и объекты на Драгунова. Я не затронул вниманием мелкие магазины, банки, почтовые отделения и мелкие фирмы. Все они живут недолго, пропадают и часто меняют свои адреса.
Заключение
Город Глазов расширяет свои границы. Южный поселок увеличивается, растет вширь и вверх, все больше появляются высокие многоквартирные дома и на улице Драгунова. Высотные дома постепенно вытесняют частный сектор, и вместо маленьких деревянных домиков вырастают красивые каменные коттеджи.
Не сказать, что улица богата красивыми культурными, старинными историческими или современными арт-объектами, но она, как труженник, несущий на себе большую часть транспортной нагрузки, проходящей транзитом через Глазов.
Нравится ли тебе твоя улица, спросите вы любого жителя родившегося и выросшего и долгие годы живущего здесь. Ответ, скорее всего, будет примерно таким: я просто уже привык и знаю здесь каждый закуток, каждый уголок, каждую ямочку и бугорок.
Вот и весь мой рассказ о городе Глазове, улице Драгунова. Надеюсь, и у вас есть или была такая улица, о которой вы можете многое рассказать. Пишите, мне будет интересно. Жду отзывов и комментариев.
Нет комментариев